свинцовых ломов.
Переработка лома свинцовых аккумуляторов
Общие положения по переработке ломов
Переработка лома свинцовых аккумуляторов – процесс более сложный, технологически насыщенный, нежели работа с ломом черных металлов. Объясняется это тем, что изделия, подлежащие утилизации, по категориям цветного металлолома, имеют в своем составе не один вид как цветного, так и черного металла, а так же различные органические материалы (пластики, каучук, масла и т.п). Для этого необходимо специализированное оборудование и отработанная технология переработки. Примерные технологические этапы переработки лома свинцовых аккумуляторов:
Заготовка лома цветных металлов
В настоящее время внимание заготовителей ломов все более привлекает переработка лома, имеющая постоянный источник образования; стремление достичь наибольшей эффективности в придании лому товарного вида, ведут к включению в производственный процесс плавильных агрегатов. Кроме того, современной тенденцией перерабатывающих цветной металлолом предприятий является сращивание ломозаготовительного и плавильно-литейных процессов.
Лом аккумуляторов
Для получении 1 тонны свинца из природного сырья требуется примерно 1000 тонн породы, топлива, воды, воздуха и других компонентов! При этом, свинец является одним из постоянно образующихся от деятельности человека отходов. По Классу АЛ. Группа I-II ГОСТ 1639-93 "Лом и отходы цветных металлов и сплавов" данный отход классифицируется как свинец аккумуляторный. Утилизация лома аккумуляторов является процессом весьма непростым, хотя и более выгодным, нежели первичное получение материала. Сложность переработки лома свинца объясняется его химическим и структурным составом.
Химический состав вторичного свинцового сырья,% (сравнительная таблица):
Компоненты | Аккумуляторный лом (*-неразделанный) | Изгарь | Шламы | Пасты | Шлаки, штейны | Тировые земли | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Pb | 56 | 64-75 | 65-92 | 50-60 | 30-75 | 13-35 | 1,0-10 |
Sb | 3,0 | 3,0-5,5 | 0,5-10 | 0,5-1,2 | 0,1-0,5 | 0,5-2,5 | 0,1-0,5 |
Sn | - | 0,1 | 0,1-1,0 | 0,5-2,5 | 0,1-0,8 | 0,2-0,6 | - |
FeO | 0,8 | 0,8-1,0 | 2,0-4,0 | 2,0-4,0 | 3,0-4,0 | 4,0-12 | 13-18 |
CaO | 0,3 | 0,5-1,5 | 2,0-10 | 1,0-2,0 | 4,0-6,0 | 3,0-6,0 | 1,0-3,0 |
SiO 2 | 2,3 | 2,8-4,0 | 5,0-16 | 3,0-6,0 | 6,0-12 | 10,0-15 | 14-18 |
Al 2 O 3 | 1,1 | 1,2-1,6 | 2,0-6,0 | 2,0-4,0 | 2,0-4,0 | 3,0-5,0 | 6,0-8,0 |
S | 4,0 | 5,5-8,0 | - | - | - | 1,0-15 | - |
Cl | 1,8 | 1,5-2,2 | 0,5-1,0 | 12,0-16 | 0,5-2,0 | 1,0-2,0 | - |
Структурный состав аккумуляторного лома и содержание свинцовых соединений:
Пластины, контакты, перемычки (сурьмянистый свинец) | 50% | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Масса положительных пластин | PbO 2 - 90%, PbO - 7%, PbSO 4 - 3% | |||||||||
Масса отрицательных пластин | Pb - 95%, PbO - 3%, PbSO 4 - 4% | |||||||||
Шламы | Pb - 70% | |||||||||
Эбонит, полипропилен, полиэтилен, поливинилхлорид, пек, ткани (блоки, крышки, пробки, уплотнители и т. п.) | 20-25% | |||||||||
Засоренность батарей: -с электролитом; | 50% | |||||||||
-без электролита в эбонитовых моноблоках; | 45% | |||||||||
-без электролита в термопластовых моноблоках | 40% |
Справочная таблица засоренности лома свинца:
№ | Вид лома | Средняя засоренность | |||
---|---|---|---|---|---|
Всего | В том числе | ||||
Железо | Масло | Прочее | |||
1 | Аккумуляторы автомобильные, тракторные, танковые без электролита: | ||||
- в эбонитовых баках; | 45 | - | - | 45 | |
- в деревянных ящиках с эбонитовыми баками | 55 | - | - | 55 | |
2 | Аккумуляторы авиационные в эбонитовых баках, | ||||
неразделанные | 45 | - | - | 45 | |
3 | Аккумуляторы морские в эбонитовых баках, | ||||
неразделанные | 35 | - | - | 35 | |
4 | Лом аккумуляторов: свинцовые пластины автомобильных, тракторных и танковых аккумуляторов с эбонитовыми и деревянными прокладками и эбонитовыми крышками | 25 | - | - | 25 |
5 | Пластины свинцовые автомобильных, тракторных, танковых и самолетных аккумуляторов с эбонитовыми и деревянными прокладками | 20 | - | - | 20 |
6 | Пластины свинцовые морских аккумуляторов с сепараторами (прокладками) | 17 | - | - | 17 |
7 | Лом аккумуляторов: свинцовые пластины без прокладок | 15 | - | - | 15 |
8 | Свинец кабельный, снятый механическим путем | 2 | - | - | 2 |
9 | Свинец кабельный, выплавленный из кабеля обжигом в чушки | 1 | - | - | 1 |
10 | Пломбы свинцовые отработанные | 3 | - | - | 3 |
11 | Противовесы железнодорожных скатов (свинцовые в железной оболочке) | 68 | 68 | - | - |
12 | Свинец рольный, разделанный | 1 | - | - | 1 |
13 | Свинец рольный с электрованн: | ||||
- неразделанный | 5 | - | - | 5 | |
- разделанный | 2 | - | - | 2 | |
14 | Трубы свинцовые, разделанные | 5 | - | - | 5 |
Этапы переработки аккумуляторного лома:
По виду используемой для плавки сплавов энергии, все плавильные печи делят на топливные и электрические (рис.1, рис. 2).
Рис. 1. Топливные плавильные печи: а — тигельная; б — отражательная; в - шахтно-ванная
Рис. 2. Электрические печи (сопротивления и индукционные): а - тигельная; б - отражательная; в - индукционная тигельная: г- индукционная канальная
Так как температура плавления свинца 327°С, а при его рафинирования температура расплава не должна превышать 600°С, свинцовые расплавы не поглощают газов и химически не активны, то для термической переработки свинцового лома подходят все типы печных агрегатов.
Выбор того или иного оборудования основывается на следующем:
- объемы переработки;
- наличие, мощности и экономичность определенных энергоносителей;
- эксплуатационные затраты;
- затраты на охрану окружающей среды;
- уровень качества выходного продукта (насыщенность технологического процесса).
Для переработки аккумуляторного лома с достаточной эффективностью можно применять отражательные печи (рис.1-б, рис. 2-б), технологический процесс в которых сводится к простому расплавлению свинцового металлолома и получению на выходе, так называемого, чернового свинца, загрязненного примесями сурьмы, олова, меди, серы, алюминия, железа, цинка и т.д. Удаление этих примесей, сведение содержания соединений к определенным нормам (рафинирование) позволяет повышать марку свинца (ГОСТ 3778-93). При использовании тигельных печей сопротивления или топливных (рис.1-а, рис. 2-а), плавка ведется в чугунных либо стальных тиглях. Преимуществом тигельных печей перед отражательными является отсутствие прямого контакта нагревательного элемента и расплава, что снижает процент потерь металла, ограничивает окисляемость металла. Свинец быстро остывает, что зачатую создает проблему с его разливкой. Тигель для разливки может доставаться из печи, либо тигельная печь может быть наклоняемой, так же может использоваться специальный насос для перекачки свинца. Так же в тигельной печи проще вести процессы рафинирования. Однако отражательная печь позволяет перерабатывать большие объемы металлолома (стандартные тигли имеют объем до 0,5 т), использовать более «грязные» лома. В отражательных печах отсутствует необходимость замены прогоревшего (разрушившегося) тигля. Печи шахтно-ванной конструкции плавильного агрегата (рис.1-в) позволяют производить термическую переработку неразделанного аккумуляторного лома, включающего и баки. Шихта шахтной плавки имеет примерно следующий состав: 60% - аккумуляторный лом в сборе, 25% - мелкое свинцовое сырье (изгарь, шлам, шлак, дроссы, пластины аккумуляторов и т.п.), 15% - флюсы и кокс. Шихта загружается слоями: мелкое сырье – нижний слой, кокс – средний слой, аккумуляторы – верхний слой. Горячее дутье подается в печи со стороны ванны на шахту. Это позволяет осуществлять просушку сырья и материалов и постепенную стабильную плавку свинца. Так же это способствует снижению содержания свинца в шлаках. Органические вещества (емкости и баки) так же сжигаются, при этом процесс горения становится автогенным, органика горит с выделением дополнительного тепла, что в свою очередь позволяет использовать меньшее количество топлива на форсунки и кокса в шихте. Расплавленный свинец из шахты переходит в ванну, где подвергается экспресс-анализу и рафинированию. Потери свинца при шахтной плавке не превышают 2%.